Экоинициативы должны быть не наказуемы, а приветствоваться

Экоинициативы должны быть не наказуемы, а приветствоваться

Указом Президента РФ 2017 год в России объявлен Годом экологии. А 2013 год был Годом охраны окружающей среды. Повышенное внимание власти к экологическим проблемам не случайно: ужесточение природоохранного законодательства, «позеленение» юридических норм, разделение предприятий на категории по степени негативного воздействия, а значит, и по уровню ответственности – составляющие единой системы реформирования экологической отрасли

О современных экологических проблемах «Итоги недели» беседуют с Сергеем Боковым, генеральным директором ООО «РОСЭКОПРОЕКТ», общественным представителем АСИ в Липецкой области.

– Сергей Юрьевич, как вы оцениваете состояние экологической сферы сегодня и что делается и планируется для стабилизации ситуации?

– Спасибо за внимание и интерес к экологии. Экологический фактор стал определяющим в жизни человека: от состояния среды обитания, чистоты воздуха, питьевой воды, качества продуктов, экологичности села, где формируется наш продовольственный рынок, уровня безопасности технологий, условий отдыха и оздоровления населения, экокультуры и образованности человека зависит наше здоровье и жизненный комфорт.

Экологические проблемы обострены и в мире: в декабре 2015 года во Франции прошёл форум «Климат и защита планеты», где представители 150 государств принимали решения о стабилизации состояния окружающей среды и климата. Власть, бизнес и общество заинтересованы в эффективном, современном, прозрачном и понятном экологическом законодательстве, увязанном со смежными законами. Поэтому «зелёные» инициативы, высказанные в том числе и представителями бизнес-сообщества, экологами, экспертами Липецкой области, приветствуются и принимаются законодателями всех уровней, формирующими нормативно-правовые акты.

Наша организация тоже идёт в ногу со временем. Сейчас мы занимаемся процедурой ребрендинга РОСЭКОПРОЕКТА, что связано с расширением географии деятельности, видов оказываемых услуг в рамках реформирования экологического законодательства, повышенной ответственностью в связи с включением в реестр организаций «Меморандума экологической открытости» (партийный проект «Единой России» – «Экология России»). Новое название РОСЭКОПРОЕКТА – ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ».

– Сергей Юрьевич, какие мероприятия по повышению общей экологической грамотности и формированию эффективного законодательства вы бы отметили как образцовые?

– За прошедший год на региональном уровне РОСЭКОПРОЕКТ совместно с Липецкой ТПП, Корпорацией Развития Липецкой области, ЭкоАудитПалатой, Обществом охраны природы, РОСЭКООБРАЗОВАНИЕМ, Региональным центром инжиниринга организовали и провели ряд актуальных мероприятий, коллегиальные решения которых были учтены в проектах законодательных актов. Именно такие открытые площадки с участием десятков предприятий помогают совершенствовать законы, не позволяя им становиться абсурдными и противоречивыми, оторванными от реалий, а значит, неэффективными.

За год проведены: межрегиональный форум «Бизнес и среда обитания», «круглые столы» для инвесторов и промышленников на базе ОЭЗ ФУ «Липецк», не менее пятнадцати обучающих курсов и тренингов, образовательные семинары для муниципалитетов... Активную позицию в этом отношении занимают управления экологии и внутренней политики Липецкой области. Они отзываются на все мероприятия и встречи с природопользователями, что даёт положительный эффект. Анализ показывает: на большинстве предприятий области организованы службы охраны окружающей среды или назначены ответственные за обеспечение экологической безопасности. Руководители более ответственно (уже не по остаточному принципу) решают экологические задачи и выстраивают грамотную экологическую политику: осуществляют экологический контроль с привлечением аттестованных аккредитованных лабораторий (Роспотребнадзор, ФБУ «ЦЛАТИ», ООО «АРМ-центр», ЛГЭК, Госкомсвязьавтоматика, ЦАС «Липецкий»). Это важно, ведь реформы, определённые Законом, отдают приоритет экологически ответственным природопользователям и предусматривают методы как экономического стимулирования, вплоть до освобождения от экологических платежей в зачёт внедрения природоохранных мероприятий, так и приостановку деятельности до закрытия объектов при несоблюдении требований.

– Давайте обсудим ваши предложения-инициативы по решению городских и областных экологических проблем.

– Инициативы вырастают из окружающей реальности. Как и любой липчанин, я часто думаю: а чем мы хуже, например, Питера или Хельсинки? Что нам мешает применять экологически щадящие противогололедные материалы – ту же гранитную крошку с повторным её использованием? Липецку необходима снегоплавильная станция с очистными сооружениями (сейчас грязная ядовитая масса снега с песко-соляной смесью и нефтепродуктами поступает в окружающую среду и отравляет её). Даже реализовав две эти инициативы, можно достичь очевидного экологического эффекта.

Другой пример: город имеет уникальный природный объект – Каменный лог. В настоящее время это заброшенный, заросший овраг, куда без очистки сбрасывают стоки прилегающие предприятия. Лог – сточная канава, по которой вода поступает прямо в реку Воронеж. Много озвучивалось прожектов по обустройству объекта, а «воз и ныне там». Каменный лог – подарок природы, если реализовать природоохранный и спортивно-оздоровительный проект по его обустройству, а предприятия обязать чистить свои стоки – жители и природа будут благодарны, а город и область получат оригинальный туристско-рекреационный объект. Техногенно перегруженный Липецк нуждается в зелёных зонах. Наконец-то с созданием городского лесничества принято решение о приведении в порядок пригородных лесов – этого ждали много лет.

Социально значимые инициативы, начатые при поддержке РОСЭКОПРОЕКТА ещё в 2013 году – «Большой вред от маленькой батарейки», «Экопочта», новый проект – «ЭкоАзбука для эколят», вносят и будут вносить неоценимый вклад в развитие непрерывного экообразования и повышение уровня гражданской активности населения. Они благоприятствуют формированию здоровой среды обитания. И, конечно, области в целом необходимо незамедлительно приступать к реконструкции (модернизации), строительству новых очистных сооружений. Сбрасывать неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды в водные объекты преступно (по статистике, чуть более трёх процентов сбрасываемых стоков очищены до требуемых показателей!).

– Какие предложения по оптимизации взаимодействия природопользователей и специально уполномоченных органов в сфере экологии вы вносите как общественный представитель АСИ в Липецкой области?

– Сегодня необходим комплексный подход к созданию благоприятной экологической среды: и в плане увязки между собой законодательств и подзаконных актов, и в плане кадровой политики, грамотной экополитики на предприятиях, экообразования, разумной общественной инициативы и, конечно, взаимопонимания в оптимизации работы структур – администраторов и регуляторов природоохранной деятельности и природопользователей.

Уже принято постановление правительства об отнесении предприятий к соответствующей категории (с 1 по 4) в зависимости от степени негативного воздействия, следующие шаги – постановка их на учёт в госструктурах. Должны быть оптимизированы регламенты по рассмотрению экологических документов в этих органах, пересмотрены «узкие» сроки предоставления экоотчётности. Как сказал президент Владимир Владимирович Путин, контролёр должен быть, прежде всего, грамотным консультантом и устанавливать реальные сроки по решению проблем в экологической сфере на каждом конкретном предприятии.

Минприрода вводит новую систему управления отходами, совершенствует институт нормирования, планирует выпустить новые Правила охраны поверхностных вод, внедрить институт экоаудита. В рамках реализации резолюции прошлогоднего Парижского климатического форума Россия, и Липецкая область в том числе, приступили к реализации мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов. Плохо то, что в ближайших планах министерства нет целевых программ по развитию институтов экологического образования, решения вопросов кадровой политики, от которых во многом зависит эффективность намеченных экореформ.

Я убеждён, и жизнь это подтверждает, что нужен отдельный федеральный Закон «Об экологическом образовании». Практика развития Липецкой области, в том числе по созданию ОЭЗ различного уровня, свидетельствует: экологически образованные предприниматели, инвесторы, изначально грамотно выстраивающие экологическую политику, не испытывают проблем и кризисов предпроектного, проектного и послепроектного периода, неоправданных рисков (как финансовых, так и моральных). Они достигают планируемых целей с полнотой и качеством, соответствующих природоохранному, санитарно-эпидемиологическому, градостроительному и смежным законодательствам РФ.

– Как вы считаете, рынок экологических услуг в Липецкой области справится с возрастающими объёмами по исполнению требований для обеспечения экологической безопасности в рамках идущих реформ?

– Наша область в этом отношении самодостаточна. Рынок экоуслуг сложился, и в целом бизнес-климат благоприятный. Большинство организаций-разработчиков являются добрыми партнёрами, обмениваются информацией, опытом и новыми методологиями. Чтобы не быть обманутыми, природопользователи должны быть грамотными, знать, с кем работать и по каким направлениям. Недобросовестные поставщики, скрывающие от заказчика важную информацию (например, лишение аккредитации, лицензии, допусков СРО и другое), ссылающиеся на якобы «связи в администрациях», у нас ещё есть.

Наша общая задача – строить долгосрочную экологическую политику в соответствии с проектом Стратегии экологической политики РФ до 2025 года. В ней обозначены главные внутренние вызовы экологической безопасности: преобладание ресурсоёмких, ресурсодобывающих отраслей, высокая степень износа оборудования, низкий уровень модернизации и затрат на экологию, большое число опасных производственных объектов и неликвидированных объектов накопленного экологического ущерба. Над этими основными проблемами и надо работать, поэтапно реализуя целевые программы, внедряя экологическое нормирование на принципах НДТ со стороны природопользователей и риск-ориентированную модель деятельности органов надзора и контроля, с концентрацией усилий на объектах высокого риска. При этом кадровая политика, подготовка профильных специалистов в сфере экологии – приоритетная задача.



Дата: 08.02.2016
Автор текста: Светлана Максимова
Автор фото: http://www.lpgzt.ru/aticle/52590.htm
Источник: http://www.lpgzt.ru
Новые компании
Адрес
194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 39, литера А, пом. 37-Н, офис 226А
Телефон
+7(812)385-72-92; +7(495)662-98-58;+7(800)333-07-58
Адрес
129329 г. Москва, проезд Русанова, дом 2
Телефон
+7(495)225-31-77, +7(495)775-19-68
Адрес
115280, Москва, ул. Тюфелева Роща, 1/25
Телефон
8 (800) 700-37-29
Адрес
141108, Московская область, г. Щёлково, Заводская ул., д. 6, офис 205
Телефон
+7 (499)688-07-25, +7(495)185-59-58, +7(800) 300-98-07
Адрес
198095, г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 52
Телефон
8 800 555 67 08 (бесплатно)
Все компании