СМИ обещают, что Россия получит космический аппарат с ядерным двигателем к 2025 году

СМИ обещают, что Россия получит космический аппарат с ядерным двигателем к 2025 году

К 2025 году Роскосмос планирует сделать летный образец космического аппарата с ядерной энергодвигательной установкой. 

Указанные работы, обращает внимание издание, заложены в проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.

Реализация указанного проекта позволит организовать межпланетные пилотируемые миссии. Именно поэтому Россия, воплотив проект в жизнь, сможет направить своих космонавтов к Марсу и другим планетам Солнечной системы.

Следует отметить, что проект ядерного двигателя был одобрен еще в 2010 году. Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетических технологий планирует построить его к 2017 году.

Для справки (по данным Википедии).

Я́дерный раке́тный дви́гатель (ЯРД) — разновидность ракетного двигателя, которая использует энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги. Бывают жидкостными (нагрев жидкого рабочего тела в нагревательной камере от ядерного реактора и вывод газа через сопло) и импульсно-взрывными (ядерные взрывы малой мощности при равном промежутке времени).

Традиционный ЯРД в целом представляет собой конструкцию из нагревательной камеры с ядерным реактором, как источником тепла, системы подачи рабочего тела, и сопла. Рабочее тело (как правило — водород) — подаётся из бака в активную зону реактора, где, проходя через нагретые реакцией ядерного распада каналы, разогревается до высоких температур и затем выбрасывается через сопло, создавая реактивную тягу. Существуют различные конструкции ЯРД — твёрдофазный, жидкофазный и газофазный, соответственно агрегатному состоянию ядерного топлива в активной зоне реактора — твёрдое, расплав или высокотемпературный газ (либо даже плазма). ЯРД активно разрабатывались КБХА в Воронеже испытывались в СССР (см.РД-0410) и США (см. NERVA) с середины 1950-х годов. Исследования ведутся и в настоящее время

Атомные заряды мощностью примерно в килотонну на этапе взлёта должны были взрываться со скоростью один заряд в секунду. Ударная волна — расширяющеесяплазменное облако — должна была приниматься «толкателем» — мощным металлическим диском с теплозащитным покрытием, и, потом, отразившись от него, создать реактивную тягу. Импульс, принятый плитой толкателя, через элементы конструкции передавался кораблю. Затем, когда высота и скорость вырастут, частоту взрывов можно было уменьшить. При взлёте корабль должен был лететь строго вертикально, чтобы минимизировать площадь радиоактивного загрязнения атмосферы.

В США были проведены несколько испытаний модели летательного аппарата с импульсным приводом (для взрывов использовалась обычная химическая взрывчатка). Получены положительные результаты о принципиальной возможности управляемого полёта аппарата с импульсным двигателем.

Реальных испытаний импульсного ЯРД с подрывом ядерных устройств не проводилось.

В СССР аналогичный проект разрабатывался в 1950—70-х годах

Устройство содержало дополнительные химические реактивные двигатели, выводящие его на 30-40 км от поверхности Земли и затем предполагалось включать основной ядерно-импульсный двигатель. Основной проблемой была прочность экрана-толкателя, который не выдерживал огромных тепловых нагрузок от близких ядерных взрывов. Вместе с тем были предложены несколько технических решений, позволяющих разработать конструкцию плиты-толкателя с достаточным ресурсом. Проект не был завершён.

В 1960-х годах США были на пути к Луне. Менее известным является тот факт, что в Зоне 25 (рядом со знаменитой Зоной 51) на полигоне Невады учёные работали над одним амбициозным проектом — полётом на Марс на ядерных двигателях. Проект был назван NERVA. Работая на полную мощность, ядерный двигатель должен был нагреваться до температуры в 2026,7 °C. В январе 1965 года были произведены испытания ядерного ракетного двигателя под кодовым названием «КИВИ»(KIWI). При испытаниях реактору ЯРД специально позволили перегреться. При температуре в 4000 °C реактор взорвался. Взрыв разметал 45 кг радиоактивного топлива на расстояние полкилометра.

Пять месяцев спустя произошла настоящая авария, когда перегрелся ядерный двигатель другой сборки, который носил кодовое название Феб (Phoebus)

Ядерная электродвигательная установка (ЯЭДУ) — двигательная установка космического аппарата, включающая в себя комплекс бортовых систем космического аппарата (КА), таких как: электрический ракетный двигатель (ЭРД), система электропитания, обеспечиваемого ядерным реактором, система хранения и подачи рабочего тела (СХиП), система автоматического управления (САУ).

В 2009 году проект ЯЭДУ утвердила Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте России.

В октябре 2009 Анатолий Перминов сообщил о том что эскизное проектирование будет закончено к 2012, а на всю работу уйдет около 9 лет.

В 2010 году президент России Дмитрий Медведев, распорядился создать транспортный модуль на основе ЯЭДУ.

В 2010 году в России начались работы над проектом ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космических транспортных систем. 3 декабря 2010 года глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко сообщил журналистам о том, что работы по проекту проходят по графику.

15 апреля 2011 года состоялось четвёртое заседание Рабочей группы по космосу Российско-Американской президентской комиссии по вопросам сотрудничества, на котором среди прочих вопросов исследования космоса обсуждался вопрос создания двигательных установок.

22 апреля 2011 года на сайте российского Федерального космического агентства среди документации очередных открытых конкурсов была размещена информация об объявлении конкурса на право заключения государственного контракта по разработке ядерной энергодвигательной установки большой мощности для межорбитального буксира, многофункциональной платформы на геостационарной орбите и межпланетных космических аппаратов. Итоги конкурса были объявлены 27 мая 2011 года.

Использование ядерной энергоустановки мегаваттного класса предполагается в космическом корабле для дальних космических полётов. Эскизный проект ядерного двигателя должен быть готов к 2012 году, после этого на дальнейшую разработку проекта потребуется 17 миллиардов рублей.

Эскизное проектирование было завершено к 2012 году

Первая часть проекта ЯЭДУ будет завершена в 2012 году об этом сообщил Юрий Драгунов директор — генеральный конструктор НИКИЭТ.

Космические полёты за лунную орбиту требуют новых технологий, и одним из вариантов нового двигателя для космических кораблей является ядерная силовая установка:

«Полёты на Марс на современных двигателях займут очень много времени. Необходимо создание новой установки для сверхтяжелых ракет. Россияобладает всеми технологиями для создания двигателей подобного класса. Я надеюсь, что в 2019 году работа над двигателем должна быть закончена», — сказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

Статья из «Страны Росатома» (апрель 2013 г.):

уже через несколько лет в России появится первая ядерная энергоустановка мегаваттного класса для корабля, рассчитанного на дальние космические полеты. Работы над ней «Росатом» и «Роскосмос» ведут в тесном сотрудничестве. Государство выделило на эти цели 17 млрд рублей. Несмотря на то что головным исполнителем определен НИКИЭТ, фактически заказом обеспечена вся атомная отрасль страны. Среди участников программы НПО «Луч», НИЦ «Курчатовский институт», ФЭИ, НИИАР, ИРМ, «Красная Звезда». Эскизный проект реакторной установки уже завершен, сейчас идет техническая проработка.

В апреле 2013 года Сергей Кириенко на пресс конференции «Тасс» сообщил, что «Росатом» и Курчатовский институт работают над созданием двигателей мегаваттного класса.

В 2013 году на авиасалоне МАКС глава центра имени Келдыша Аталий Коротеев сообщил о том, что работы по созданию ядерной энергодвигательной установки перешли на стадию рабочего проектирования. Анатолий Коротеев заметил что новая разработка будет в 20 раз эффективнее ракет которые мы использовали ранее.

26 июня 2014 года, на конференции НИКИЭТ Юрий Драгунов сообщил о том что завершены испытания системы управления реактором ядерной энергодвигательной установки.

В июле 2014 года пресс-служба госкорпорации «Росатом» сообщила, что на ОАО «Машиностроительный завод» в подмосковной Электростали был собран первыйТВЭЛ штатной конструкции для космической ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ). По словам директора и генерального конструктора ОАО «НИКИЭТ» Юрия Драгунова, чьё предприятие сконструировало реакторную установку, согласно плану ЯЭДУ должна быть готова в 2018 году.

Испытания ТВЭЛ должно начаться в 2014 году, об этом сообщил главный конструктор тепловыделяющих сборок Юрий Черепнин в НИКИЭТ.

В декабре 2014 года были изготовлены специальные трубы из молибденового сплава, предполагается использовать их для рабочих органов системы и защиты реакторной установки.

24 апреля 2015 года в сми сообщили о закрытии программы ЯЭДУ, так как она не вошла в ФКП на 2016—2025 год, но в то же день информация получила опровержение

24 апреля 2015 года Дмитрий Рогозин, опроверг информацию о закрытии программы полученную из неизвестных источников, сообщив об этом через свой твиттер.

«Не дождётесь»

Согласно планам на 2015 год Росатом и НИКИЭТ, изготовление опытного образца реактора для космического аппарата намечено на 2016 год В 2015 году планируется закончить расчетно экспериментальные работы, а в 2016 закончить конструкторскую документацию и приступить к изготовлению.

По состоянию на 27 июля 2015 года, в НИКИЭТ уже защищен технический проект активной зоны — ключевого элемента ядерного реактора.

5 августа 2015 года, на заседании главных конструкторов принято решение о создании испытательного комплекса «Ресурс».

На 31 августа 2015, в Институте реакторных материалов в городе Заречном Свердловской области и Научно-исследовательском институте атомных реакторов в Димитровграде, проходят испытания тепловыделяющих элементов. Они разработаны в институте им. А. И. Лейпунского, а изготовлены в прошлом году на Машиностроительном заводе в Электростали. Для подтверждения принципа работы капельного холодильника-излучателя был проведен эксперимент «Капля-2» на МКС. Для теплообменных аппаратов выбрана, экспериментально обоснована и изготовлена моноблочная бескорпусная конструкция с использованием теплообменной матрицы из унифицированных штампованных пластин.

2 сентября 2015 года газета «Известия» по ошибке растиражировала новость от 24 апреля о том что все работы над проектом были прекращены.

Новым проектом Федеральной космической программы на 2016—2025 годы предусматривается закрытие всех опытно-конструкторских работ по направлению создания ядерных энергодвигательных установок большой мощности.

Анатолий Коротеев директор центра Келдыша, сообщил в сентябре согласно газете Известия и в апреле согласно газете Вести, что Роскосмос не ставил его в известность, о каких либо изменениях, в частности об отказе от опытно-конструкторских работ по ядерному двигателю, которые рассчитаны до 2018 года, в соответствии с проектом одобренным комиссией при президенте РФ. В Росатоме отметили что все работы выполняются в рамках выделенного ранее финансирования в срок и строго по графику.

На 59 конференции МАГАТЭ, Вячеслав Першуков директор Росатома по инновациям сообщил, что образец ядерного реактора для полетов в космосе будет готов, как и планировалось в 2018 году.

6 октября 2015 года состоялось заседание совета руководителей проекта, «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса», по результатам заседания, было отмечено что все работы идут строго по графику.

29 октября 2015 на совете НИКИЭТ, был рассмотрен и одобрен проект реакторной установки для космоса, совет рекомендовал отправить проект на рассмотрение в Росатом.

11 ноября 2015г Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Доллежаля (входит в ГК «РОСАТОМ») успешно завершил технологические испытания корпуса ядерного реактора установки для космических аппаратов. Технологические испытания включали проверку на герметичность, прочность и плотность, следующий этап это пневматические и термоциклические испытанияЭта работа осуществляется в рамках уникального проекта создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса.

Уникальный конструкционный материал корпуса способен обеспечить работу реактора на протяжении более чем 100 тысяч часов. За это время обычный космический аппарат может достичь границы Солнечной системы.

24 декабря 2015 на стендах НПО «Машиностроение» города Реутов, завершены испытания полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки Макеты выдержали испытания на стойкость к механическим факторам при летной эксплуатации. В составе блоков радиационной защиты, использовались традиционные водородсодержащие компоненты, а так же композиционные конструкционные и борсодержащие материалы, отмечают в НИКИЭТ



Дата: 18.01.2016
Автор фото: http://7info.ru/news/world-society/smi_obeschajut_chto_rossija_poluchit_kosmicheskij_apparat_s_jadernym_dvigatelem_k_2025_godu/
Источник: http://7info.ru
Новые компании
Адрес
394000, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, оф. 616
Телефон
+7 (473) 255-68-79, 8(800) 222-52-15
Адрес
127055, Тихвинский пер., д. 11, стр. 2
Телефон
8 (800) 301-20-50 Бесслатный звонок по России
Адрес
141503, Мocкoвcкaя oблacть, г. Сoлнeчнoгopcк, ул. Рeвoлюции, д.3, стр.1, помещение 82
Телефон
+7(495)988-40-47, +7(495)988-40-48, +7(495)994-08-86
Адрес
194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 39, литера А, пом. 37-Н, офис 226А
Телефон
+7(812)385-72-92; +7(495)662-98-58;+7(800)333-07-58
Адрес
614038, г. Пермь, улица Академика Веденеева, 80а
Телефон
8 (800) 100-24-89
Все компании