«Шторм» в Индийском океане: как корабль российского проекта усилит боевой состав ВМС Индии

«Шторм» в Индийском океане: как корабль российского проекта усилит боевой состав ВМС Индии

Индия рассчитывает пополнить состав своего авианосного флота за счет нового корабля, проект которого разработан в России. Об этом на днях сообщили некоторые СМИ, подчеркнув при этом, что базой нового авианосца, скорее всего, станет проект 23000 «Шторм» авторства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург). По информации журналистов, Дели пока выбирает между российским и американским предложением в области авианосного кораблестроения. Конкурсные процедуры еще не завершены, вместе с тем, учитывая наработанные контакты с Россией в сфере совместного производства систем вооружения (пример тому - выпуск сверхзвуковой крылатой ракеты J-10 «BrahMos», детища российского ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии), выбор индийской стороны все-таки может быть сделан в пользу российского проекта.

 

Вместо английского металлолома - перспективные российские разработки

 

До последнего времени в составе ВМС Индии было два авианосца иностранной постройки: английский «Вираат» (Viraat) и «Викрамадитья» (Vicramaditya) - авианесущий крейсер, построенный в России и переданный индийской стороне в конце 2014 года. «Вираат» в том же 2014-м пришлось продать по причине его неудовлетворительного состояния. Этот авианосец, построенный в 1943 году и купленный Минобороны Индии у Великобритании в 1957-м, уже не мог передвигаться самостоятельно и не был пригоден даже для переоборудования в плавучий музей.

 

 

В настоящее время на верфи «Кочин» (Cochin Shipyard Limited) в штате Керала строится первый чисто индийский авианосец «Викрант» (Vikrant) водоизмещением 40 тысяч тонн. Его планируют оснастить четырьмя газовыми турбинами «Дженерал Электрик». Однако, как сообщают индийские СМИ, ВМС страны хотят получить еще один авианосец водоизмещением более 60 тысяч тонн. В настоящий момент его проект прорабатывается. Есть версии, что корабль будет с атомной силовой установкой, и этот параметр как раз укладывается в характеристики российского «Шторма»…

 

15 минут на выход в море

 

О проекте «Шторм» известно немногое. Впервые масштабная модель этого тяжелого (водоизмещением свыше 100 тысяч тонн) многоцелевого авианосца была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года. Для широкой публики макет корабля был показан на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Как рассказал начальник отделения управления системной интеграцией в области военного судостроения Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев, корабль может быть предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, нанесения ударов по наземным и морским целям при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы, обеспечения противовоздушной обороны бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, поддержки корабельных группировок и прикрытия при высадке десанта.

 


 

По проекту длина авианосца составит 330 метров, ширина - 40, а максимальная осадка - 11 метров. Авианосцы проекта «Шторм» получат ледовый класс, то есть смогут выполнять задачи в высоких широтах. Они будут способны преодолевать волнение моря до 7 баллов, развить максимальную скорость хода в 30 узлов. На полетной палубе разместятся четыре стартовые позиции, два традиционных трамплина плюс две электромагнитные катапульты и аэрофинишер. Состав авиагруппы может превысить 90 единиц: сюда войдут палубные многоцелевые истребители, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты.


 

«Энергетическая установка корабля будет состоять из двух ядерных реакторов и газотурбинного двигателя, что позволит кораблю быстрее начать движение при холодном пуске - уже через 15 минут, отметил Владимир Пепеляев. - Объединять различные системы и вооружение корабля будет интегрированная система боевого управления. Численность экипажа корабля вместе с летным и техническим составом составит 4-5 тысяч человек».

 

Лучшее в кораблестроении

 

 

О том, что в России идут работы по определению облика перспективного авианосца, ранее сообщал главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. По его словам, основным требованием Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам является то, что будущий корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил.

 

Многоцелевой тяжелый авианосец проекта  «Шторм» (точнее, его проект) наполнен оригинальными техническими решениями. Помимо комбинированной силовой установки - атомной и газотурбинной и двух систем старта - трамплинного и катапультного, кораблю придали два «острова» управления - две надстройки, где разместятся основные системы. По мнению начальника отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентина Беланенко, такая компоновка обеспечит живучесть корабля и его радиоэлектронных средств, а также даст возможность устойчиво управлять полетами палубной авиации. К слову, такого варианта размещения надстройки нет даже у американских авианосцев.

 


 

Корабль нового проекта получит и подъемники двух типов - вертикального и качельного, что существенно сэкономит место для размещения самолетов. Вообще, Индия получит в этом проекте лучшие разработки российской и западной школ создания кораблей подобного типа, считают специалисты.

 

Как подчеркивает генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов (это старейшее в стране бюро надводного военного кораблестроения, участвовавшее в создании тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» и «Адмирал Кузнецов», а также обеспечившее проектное сопровождение переоборудования авианосца «Адмирал Горшков» в Vicramaditya), «опыт "Викрамадитьи" показал, что мы не утратили накопленный опыт и смогли вырастить молодых специалистов, которые прошли замечательную школу».

 

Интересно, что Невское ПКБ выступило проектантом не только индийского авианосца, но и наземного учебно-испытательного комплекса палубной авиации в Гоа. Все оборудование, связанное с посадкой, взлетом и управлением полетами, здесь российское. Российским оборудованием оснащается и строящийся авианосец «Викрант». Невское ПКБ выполнило проект комплекса авиационно-технических средств, а это порядка пятисот помещений, начиная от ангара и заканчивая тормозными машинами.

 

Не «Кузнецовым» единым…

 

Российская госпрограмма вооружения, рассчитанная до 2020 года, не предполагает строительство отечественного авианосца. Об этом не так давно заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, задача строительства авианосца в России пока не стоит, к тому же «авианосец - это решение геополитическое, а не военно-техническое». Сейчас в составе ВМФ РФ имеется лишь один тяжелый авианесущий крейсер - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В случае его постановки в ремонт флот полностью теряет свои авианосные возможности, и специалисты уже обращают внимание на этот тревожный момент.

 

 

Как считают эксперты, роль и место авианосцев в войне на море сложно переоценить. По мнению главы Невского ПКБ Сергея Власова, «неоднократные оценки боевой устойчивости флота показывают, что в условиях полномасштабных боевых действий любое корабельное соединение без полноценного авиационного прикрытия вдали от родных берегов обречено на уничтожение».

«Без авианосцев создание крупных надводных кораблей класса фрегат и выше становится бесполезным расходованием сил и средств, - уверен Сергей Власов. - Авианесущие корабли - ядро современного надводного флота».

Руководитель ПКБ убежден, что с точки зрения технической возможности спроектировать и построить современный авианосец в России можно: есть и проектное бюро, и завод-строитель, которым эта задача по силам. О готовности освоить производство перспективного авианосца заявляют и на «Севмаше», отмечая, что такие возможности дает им проводимая техническая модернизация завода. Как сообщил на недавнем совещании Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России главный советник гендиректора ОАО ПО «Севмаш» Эдуард Борисов, техническое перевооружение, которое ведется предприятием очень активно, позволит выполнить не только задания ГПВ-2020, но и подготовит к реализации программы кораблестроения до 2050 года, в рамках которой здесь будут готовы строить в том числе и авианосцы.



Дата: 02.03.2016
Автор текста: Дмитрий Сергеев
Автор фото: http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201603020756-1t0r.htm
Источник: http://tvzvezda.ru
Новые компании
Адрес
640020, г. Курган, Центральный район, ул.Промышленная, 33
Телефон
8 (3522) 61-04-81, 8 (912) 839-84-64
Адрес
Ленинградская область, дер. Вартемяги, ул. Смольнинская 6А
Телефон
+7 (812) 329-07-35
Адрес
117342, Москва, ул. Введенского, дом 1, стр. 1
Телефон
+7 (495) 968-28-01
Адрес
115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд д. 18. стр. 7
Телефон
+7(495)374-64-07, 8(800)775-78-34
Адрес
394026, г. Воронеж, пр-д Брянский, д. 9
Телефон
+7(800)770-09-47; +7(906) 588-88-90
Все компании