Ирбитский мотоциклетный завод, ИМЗ - о компании

Ирбитский мотоциклетный завод (сокращенно ИМЗ) – завод, специализирующийся на производстве мотоциклов. Предприятие расположено в городе Ирбит Свердловской области, Россия. Ирбитский завод по-своему уникален – это единственное предприятие в Росси, которое производит тяжёлые мотоциклы, а также одно из немногих в мире, выпускающее мотоциклы, оборудованные боковым прицепом.

История завода началась в конце 1930-х годов с секретного совещания Народного комиссариата обороны, на котором выбирали модель будущего мотоцикла Вооруженных Сил СССР. После долгих споров и просмотра большого количества отечественных и зарубежных образцов, был выбран мотоцикл BMW R-71, состоящий на вооружении армии Германии. Чтобы сохранить проект под секретом, пять BMW R-71 были закуплены в Швеции. Два мотоцикла были отданы созданному на базе велосипедного завода Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), один был сохранён Наркоматом в качестве образца, ещё один был отдан технологам, где изучался химический состав каждой детали, характер и глубина обработки поверхности, а также точность изготовления.

После этого изучения на базе опытного завода «Искра» в Москве было создано конструкторское бюро, специализирующееся на тяжёлом машиностроении. Новый мотоцикл получил название М-72. Он представлял собой точную копию исходной модели BMW R-71, так как советские конструкторы решили выпускать точно такой же мотоцикл, заменив лишь электрическую схему. Работой по производству М-72 доверили сразу нескольким предприятиям. Так конструкторское бюро ЗИС занималось проектированием двигателя, коробку передач поручили автомобильному заводу им. Коммунистического интернационала молодежи, колясками и карданным валом занялись конструкторы ГАЗ, фары изготавливались в Киржаче, а электрическое оборудование – на заводе АТЭ-1.

В марте 1941 года командованию РККА была продемонстрирована первая модель мотоцикла, после чего было принято решение о запуске М-72 в массовое производство, которое началось в августе 1941 года. К тому времени уже шла Вторая Мировая война. Интенсивность развёртывания производства была увеличена, но стремительность наступления немецких войск была ещё выше. 20 октября Москва оказалась на осадном положении. В связи с этим, 21 октября 1941 года совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о перемещении Московского Мотоциклетного Завода и всех связанных с ним цехов, предприятий ЗИС и КИМ, в город Ирбит на Урал, куда первый эшелон прибыл лишь 17 ноября.

В Ирбите завод, который стал теперь Ирбитским Мотоциклетным, был размещён на территории бывшего пивоваренного завода. Преодолев многочисленные трудности, 25 февраля 1942 года с конвейера предприятия сошла первая партия мотоциклов М-72, оборудованных двигателями, которые были доставлены из Москвы. Всего же за годы военных действий Ирбитский Мотоциклетный Завод поставил на фронт 9799 мотоциклов – согласитесь, впечатляющая цифра.

В 1943 году Ирбитский Завод получил письмо-благодарность от И.В. Сталина за формирование и отправку на фронт мотоциклетной колонны, состоящей из 106 байков. Мотоциклы были выпущены за счёт добровольных пожертвований местных жителей.

Уже в послевоенный 1947 год был создан генеральный план дальнейшего развития предприятия. По плану заводу надлежало провести серьёзную полномасштабную реконструкцию и наладить выпуск 20 тысяч мотоциклов ежегодно вместо былых 4-5 тысяч. Также важным событием стал переезд моторного цеха, цеха коробки перемены передач, автоматного и термического цехов в новый корпус. На освободившихся площадях обосновался цех коляски из города Горького, который стал работать в апреле 1947 года.

В 1949 году в новом корпусе разместились ремонтно-механический и инструментальный цеха, к слову, последний до этого находился в самом бедственном положении, ютясь в неприспособленном для работ помещении бывшего цеха автоприцепного завода. Никто не ожидал, что развитие предприятия пойдёт столь быстрыми темпами: уже в 1950 году Ирбитский завод отметил выпуск с конвейера 30-тысячного мотоцикла. В следующем году перед руководством завода стояла задача увеличить производственную мощность до 30 тысяч в год.

В 1953 году мотоциклы Ирбитского Завода стали поставляться на экспорт. Станами-потребителями стали развивающиеся государства и восточноевропейские страны, которые закупали мотоциклы ИМЗ в основном для нужд вооруженных сил и полиции. Своего расцвета экспортная торговля достигла в 1970-80-х годах. Затем последовал крах социалистического лагеря и, как следствие, провал рынка сбыта СССР. Ирбитскому заводу пришлось искать новых иностранных покупателей. В конце 1980-х годов поставки мотоциклов ИМЗ осуществлялись в целый ряд зарубежных государств. В их числе такие дальние страны как Франция, Испания, Швеция, Нидерланды, и даже Чили, Венесуэла, Колумбия и Аргентина.

В этих государствах уральские мотоциклы оказались доступными для обычных людей: врачей, инженеров, юристов. Популярность советских мотоциклов на зарубежных рынках была довольно высокой. Это вызвано тем, что, как отмечала немецкая компания «Ivan Bike», ирбитские мотоциклы дешевле. Кроме того, они позволяли хозяевам выделяться гораздо большем, чем конкурирующие байки.

В 1954 году ИМЗ потерял еще один рынок сбыта – с созданием Киевского Мотоциклетного Завода, предприятие в Ирбитске перестало поставлять мотоциклы для нужд Вооруженных Сил, уступив место киевлянам. Поэтому ИМЗ занял новую нишу, начав производство мотоциклов для сельскохозяйственной отрасли. Мотоциклы тяжёлого класса тут же стали поступать в торговлю.

Одним из самых интересных проектов Ирбитского завода стал микроавтомобиль вагонной компоновки под название «Белка», который разрабатывался совместными усилиями с НАМИ с 1955 года. В 1959 году конструкторское бюро завода разработало вездеход «Огонёк». Опытные образцы микроавтобусов были сконструированы, но в серию так и не были запущены. Их чертежи вместе с частью конструкторов, участвовавших в разработке, были отправлены в Запорожье на местный завод малолитражных автомобилей.

В период с 1965 года по 1971 годы был разработан ряд мотоциклов, которые ни в чём не уступали популярным на тот момент мировым брэндам: М-63, «Кросс-650», «Стрела». Венцом развития доперестроечного ИМЗ стал день 22 ноября 1985 года, когда с конвейера сошёл двухмиллионный мотоцикл производства уральского завода – им стал М-67-36.

Для проведения испытаний новой техники в дорожных и различных климатических условиях постоянно организовывали экспедиции и пробеги. В 1986 году мотоциклы ИМЗ приняли участия в экспедиции, организованной газетой «Советская Россия». Экспедиция пролегала от Красного до Каспийского моря.

21 октября 1991 года с торжествами завод отметил своё 50-летие. Праздник посетило большое количество гостей со всей страны, ведь Ирбитский завод подготовил множество высокопрофессиональных специалистов, которые теперь работали на других предприятиях, таких как ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ и УАЗ.

После распада Советского Союза и обретения Украиной независимости, Ирбитский завод стал единственным в стране предприятием, которое специализировалось на производстве тяжёлых мотоциклов.

В 1992 году ИМЗ был отмечен в Мадриде наградой Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. В том же 1992 завод акционировался и сменил название на «Уралмото». После этого, однако, предприятие ещё не раз переименовывали. Для того чтобы приспособиться к условиям новой рыночной экономики, был расширен ассортимент продукции завода: стали выпускать мотоциклы с приводом на колесо коляски и трициклы. Но экономический кризис, который переживала в то время молодая Россия, сказался и на предприятии: так в 1992 году было выпущено 130 986 мотоциклов, а в 1997 году – всего лишь 4 731. Также было проведено массовое сокращение рабочих мест.

В 1998 году завод стал собственностью корпорации «Биопроцесс-НИПЕК» в результате смены акционера. Первым шагом нового руководства стало проведение маркетингового опроса компанией «Toy Opinion». Результаты широкомасштабных исследований показали, что спрос в дальнейшем будет серьезно возрастать в пользу мотоциклов-одиночек. Первый одиночный мотоцикл завод изготовил ещё в 1996 году, однако, модель «Соло» практически ничем не отличалась от прошлых «Уралов», а вот «Вояж», выпущенный в 1997 году, по оценкам многих потребителей даже в наши дни может считаться современным мотоциклом.

В октябре 1998 года в свет вышла стайлинговая модель Solo Classic, выполненная в стиле мотоциклов 1950-60-х годов, но двигатель, коробка передач и гидравлический привод, которые были установлены на Solo Classic, никак нельзя было назвать устаревшими. Особенной стильности этому мотоциклу придавали хромированные детали: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.

Общение конструкторов завода с московскими байкерами «Ночные Волки» в 1996 и 1997 годах положило начало модели «Кобра», созданной в 1998 году специально для байкеров, в среде которых данный мотоцикл вызвал огромнейший интерес. Однако отсутствие задней подвески разделило мотолюбителей на два лагеря: сторонников и противников этой новаторской идеи. Причём споры по этому поводу длятся до сих пор.

Для модернизации «Кобры» конструкторы ИМЗ привлекли лидера байкеров России – человека под псевдонимом Хирург, который активно участвовал в создании нового мотоцикла, так как на заводе не осталось иллюзий о том, что «Кобру» удастся модернизировать.

В конструкции нового мотоцикла «Волк» воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях мотоциклов. Это двигатель объёмом в 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличенный угол наклона передней вилки, конические подшипники в рулевой колонке, генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Установленные в передней части рамы дополнительные подножки (оснащённые, к тому же, дополнительными рычагами тормоза и переключения передач) для водителя позволили ему выбирать самую удобную позицию для посадки в зависимости от типа движения.

Мотоциклы марки «Урал» широко известны и распространены за рубежом. На территории стран Европы и США были открыты клубы для владельцев мотоциклов «Урал». Несколькими мотоциклами ИМЗ обладает даже король Иордании Абдалла ІІ.

Ирбитские мотоциклы смогли поучаствовать в последней военной кампании между Ираком и Соединёнными Штатами. По данным военнослужащих США, на мотоциклы «Урал» устанавливались противовоздушные ракетные комплексы.

После развала СССР завод также осуществлял экспортные поставки в Австралию, Великобританию, США, Францию, Нидерланды, Бельгию, Испанию, Грецию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Германию, Египет, Иран, Южную Африку, Бразилию, Уругвай и Парагвай.

Важные факты

Год основания:1941
Число сотрудников:150
Объём продаж:689 млн руб (2020)
Ключевые фигуры:Генеральный директор Хаит Илья Александрович

Ирбитский мотоциклетный завод, ИМЗ на карте

Контакты компании
Ирбитский мотоциклетный завод, ИМЗ
Страна
Россия
Регион
Свердловская область
Город
Ирбит
Адрес
г. Ирбит, Свердловская область
Телефон
+7 (925) 924-95-94
Сайт
www.uralmoto.ru
Основание
1941
Персонал
150
Продажи
689 млн руб (2020)

Сделать запрос
Введите свое имя
Укажите свой Email
Напишите ваш вопрос
Подтвердите согласие