Знакомства на выставке «Агропродмаш-2021»: Быстрый взлет Группы компаний «ОренКлип»

Знакомства на выставке «Агропродмаш-2021»: Быстрый взлет Группы компаний «ОренКлип»

После знакомства с Группой компаний «ОренКлип» на 26 международной выставке «Агропродмаш-2021», мы побеседовали с Михаилом Ивановым, директором M-consalting (ГК «ОренКлип»).

- Как появился «ОренКлип»?

Хочется понять это с самого начала, ведь есть большая разница в том, как стартует бизнес. Одно дело - планово созданная «дочка», с поддержкой и всеми ресурсами за спиной, во главе которой стоят наемные менеджеры, другое дело - выросшая «с нуля» организация, которую возглавляют и развивают сами создатели, на свой страх и риск.

- Наш случай – как раз второй сценарий. В духе историй про Apple, и тому подобных. В 2005 году группа студентов-энтузиастов из ОГУ занялась на практике именно тем, чему училась теоретически в университете. Стали находить клиентов, и прямо в гараже ремонтировали мясоперерабатывающую технику. Получилось. Дело наладилось, начался рост, который, кстати, продолжается до сих пор.

- Какие же успехи на данный момент?

- Мы изменились и количественно, и качественно. На сегодняшний день клиентов у нас более двухсот. Продажи в 2020 году составили около 24 миллионов Евро. Коллектив группы компаний (а теперь мы уже являемся, можно сказать, небольшим холдингом), сейчас составляет около 130 человек, хотя всего лишь в 2011 году было только пятеро.

Но важнее качественные изменения. Сейчас мы является достаточно крупным для нашей отрасли предприятием, которое занимается не только ремонтом оборудования, но и сервисом, проектированием «под ключ» крупных производственных предприятий, заводов по убою свиней, КРС, баранов, лошадей. В структуре организации имеются специалисты, компетенция которых позволяет осуществлять сложные инженерные проекты. Это технологи, конструкторы, проектировщики, промышленные программисты, и прочие производственные единицы.

Благодаря профессиональным ресурсам, «ОренКлип», начиная с 2018 года, перешел к выпуску собственного оборудования, достигнув в этом направлении определенных успехов. И теперь оборудование собственного производства импортируется из Оренбургской области не только по территории России, но и в страны таможенного союза, ближнего зарубежья.

География деятельности быстро вышла за пределы города и области, и теперь нашими клиентами становятся предприятия не только регионов нашей страны, но и СНГ. А в прошлом году мы осуществили поставку целого колбасного цеха для мясокомбината в Южной Корее. Как оказалось, этот экзотический для Кореи продукт пользуется хорошим спросом.

1001591069.jpg

- Какое место сегодня занимает ваше предприятие на рынке Оренбуржья?

- На сегодняшний день, можно сказать, что мы занимаем первое место из одного, поскольку на данный момент «ОренКлип» является единственным производителем по производству оборудования для убойных цехов и мясоперерабатывающих предприятий на территории Оренбургской области.

- Говорят, что после открытия, в первый же год своего существования, закрывается девять из десяти предприятий. А во второй год – девять из десяти оставшихся. Успешными становятся считанные единицы. Как вам удалось оказаться в их числе?

- Все просто, благодаря людям. Как говорится, «Кадры решают все». Именно кадровой политике мы уделяем особое внимание. Постоянно ищем по всей стране сотрудников с высоким уровнем компетентности. Есть немало примеров, когда квалифицированный специалист принимает решение о переезде к нам из другого города. В этом случае мы помогаем ему переехать и обустроиться. Кроме того, перенимаем опыт у других предприятий в деле организации рабочих процессов, в том числе западных, поскольку плотно работаем с Европой. Руководство, сотрудничая со многими европейскими фирмами, постоянно изучает и анализирует европейский рынок и передовые методы работы, перенимает опыт.

Кстати, важно заметить: активно участвуя в совместных проектах с европейскими компаниями, такими, как GEA, JBT, Autotherm, Fessman, Pek-Mont, Banss и прочими гигантами, мы максимально стараемся увеличить процент локализации за счет собственного производства.

1001591070.jpg

- Что, по вашему мнению, мешает развитию компании?

- В двух словах и не объяснить. Дело в том, что развитие рынка на Западе привело к периоду глобализации, когда предприятия, объединяясь, создают мегакорпорации. В итоге, для начинающего российского производителя, только развивающего свои компетенции, вынужденного догонять своих западных коллег, встает большая проблема и опасность. Дело в том, что его целевой клиент – это малый и средний бизнес. Который, в результате той же самой глобализации не может конкурировать с гигантами, и уходит с рынка.

Возможно, этот процесс цикличный, и вскоре снова начнут появляться малые и средние предприятия, но сейчас такая ситуация, что целевой клиент едва родившегося российского производителя, уже уходит. Что создает большое давление на российские ростки инженерной компетенции в производстве пищевого оборудования. А это все ясно показывает: для того, чтобы включиться в крупные проекты, где придется биться с транснациональными корпорациями, такими как Marel, Frontmatec, JBT, Provisur, крайне желательно, или даже необходимо, кроме высоких компетенций, иметь поддержку со стороны государства.

Ведь существует некая коллизия: государство искренне хочет, чтобы агропромышленный комплекс в части мясоперерабатывающих предприятий, убойных заводов и т.д., брали из импорта все самое лучшее, и могли позволить себе приобрести для работы самые передовые технологии. Для этого им оказывается всесторонняя помощь в виде субсидий и прочих механизмов. Однако, крупные предприятия, получая эту поддержку, нацеливаются на покупку иностранных технологических решений, идя по проторённой дорожке и не особо анализируя свежие предложения отечественного рынка. То есть, поддержка государства, в конечном итоге, идет на покупку зарубежной техники.

Выбор этого оборудования производителями мясной продукции понятен, и не лишен оснований: европейскую технику есть за что уважать. Она хороша, отказываться от нее не следует. Однако, государство, например, могло бы указывать на определенный процент локализации, и доведя его, грубо говоря, до 30-40 %, оно даст существенный толчок для развития отечественных молодых инженерных компаний. Чтобы прорваться на глобальный рынок, государство должно их поддержать, ведь только они смогут консолидировать, сгруппировать отечественного производителя и смежные предприятия. На это указывает опыт западных коллег.

Зачастую, транснациональные компании – это производные инжиниринговых компаний. То есть, инжиниринговая компания, к примеру, Marel, в своем развитии пошла дальше, чем укрупнение, включившись в процесс глобализации: она присоединила к себе всех своих смежников, а также производителей. Не факт, что это правильно. Мы видим и другую возможную схему, когда отечественная инжиниринговая компания, ориентированная на российских производителей, объединяя их, выступает неким хедлайнером, заходя в крупные проекты при поддержке государства, которое диктует процент локализации, и получает свою долю, распределяя ее на территории страны. Так государственная поддержка на развитие АПК, плавно переходит на развитие пищевой машиностроительной индустрии.

1001591072.jpg

В этом нет никакой фантастики. Почему мы с Marel пока не можем бороться на равных? Никакой тайной причины тут нет. Просто потому что пока созданы условия, при которых здесь и сейчас выгоднее купить Marel. В массовом создании есть схема: «Европа - это всегда инновационное, это – круто, а наше – нет». А по факту это далеко не всегда так. Технологии у европейцев могут быть те же, что десятилетия назад, а наши – ничуть не хуже.

Возможно, конкурентоспособность придет к нашим инженерным компаниям и сама. Возможно, наши предприятия постепенно разовьются до таких объемов, но времени на это уйдет очень много. И за эти годы многие ростки компетенции угаснут, потому что их целевая ниша сейчас тонет.

- Где вы берете сырье для вашего производства?

- Компоненты вынужденно закупаем за границей. Импортируем из Германии, Польши, Италии, Великобритании, Австрии, Нидерландов – со всей Европы. Однако, покупаем и Российские, причем, достаточно много. Это стало возможно, потому что в России, наконец-то, построены соответствующие заводы, появились компетенции, развилось производство отечественных компонентов. Причем, не только у нас, но и в ближнем зарубежье. В первую очередь, конечно, в Белоруссии.

Также мы и сами производим многое. У нас есть достаточно серьезная металлообрабатывающая база: лазеры, токарные, фрезерные станки, станки с ЧПУ, в числе которых есть и российские.

А металл мы, разумеется, приобретаем у российских производителей, которых у нас очень много. И в этом, кстати, мы не одиноки. Ирония состоит в том, что, западные компании, многие - те же самые Banss, Frontmatec, Voran, Renner и т.д., закупают метал в России, затем из него делают свое оборудование, и продают его нам же втридорога, с огромной добавленной стоимостью. Это досадно, это хочется изменить.

- Как складываются ваши отношения с региональной властью?

- Мы очень позитивно относимся к тому, что пришла молодая, энергичная команда активных политиков во главе с Денисом Владимировичем Паслером, которая оказывает огромное содействие бизнесу. Мы очень благодарны также Игнату Евгеньевичу Петухову, который, в бытность свою руководителем АО «Корпорация развития Оренбургской области», действующей совместно с Фондом развития предпринимательства, помог нам правильно подобрать механизм государственной поддержки при приобретении высокоточных токарных и фрезерных станков DMG Mori, с ЧПУ. Производство которых, кстати, локализовано в России, на базе Ульяновского станкостроительного завода.

Также сейчас, благодаря поддержке региональной власти, мы участвуем в прорывном и грандиозном проекте по созданию особой экономической зоны в Оренбургской области – в Орске и Оренбурге. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, и подали заявку на участие в нем. Если нашу кандидатуру одобрят, мы сможем получить определенные налоговые преференции, что в будущем позволит нам, а в нашем лице и Оренбургской области, конкурировать с европейскими производителями.

- Как вышло, что области нет предприятий по производству оборудования для пищевой промышленности подобного Вашему?

- Да, аналогов нет, и сказать по этому поводу особо нечего, кроме того, что было сказано ранее – молодым предпринимателям сегодня в принципе очень тяжело. Но у нас есть большое количество смежников, предприятий-партнеров, которые включены в одну производственную цепочку и составляют с нами деловые тандемы. Они так же стараются активно развиваться, и делают на этом пути успехи. Многим из наших региональных предприятий дали работу мы, многие дали работу нам.

Кстати, нельзя не обратить особое внимание на один важный частный момент. В производстве нам часто требуется осуществлять промышленное цинкование металла. Мы работаем с Салаватовским заводом горячего цинкования, с заводами промышленного цинкования в Челябинске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Но давайте вспомним, что в результате аварии, в январе 2019 года сгорел крупный местный завод промышленного цинкования – в селе Покровка Новосергиевского района, наиболее предпочтительный для нашего предприятия ввиду минимальных логистических издержек. Это очень большая потеря для нас, и производственных предприятий региона в целом. Это был надежный, крепкий смежник. Очень бы хотелось, очень нужно, чтобы он продолжил свою работу. Ранее были разговоры о том, что его собираются восстанавливать, на что мы очень надеемся. Но, к сожалению, пока ничего не изменилось.

- Какое оборудование вы предлагаете для рынка?

- Самое разнообразное. Если идти от начала – то убойные цеха, далее – обвалка, разделка, затем – линии по производству колбас, пельменей, полностью готовых блюд и прочих полуфабрикатов. Так что, убой, обвалка, глубокая переработка и упаковка – все направления мясного производства находятся в зоне нашей компетенции.

- Какие у вас планы на будущее?

Создать крупную инжиниринговую компанию, которая будет на равных конкурировать с транснациональными компаниями, такими, как GEA, Marel, JBT, Provisur, Middleby Frontmatec. Не только на территории РФ, но и в глобальном масштабе. Многие корпорации кстати, выросли из инжиниринговых фирм при условии финансирования крупными финансовыми структурами. Их рост и слияние были бы невозможны или сильно затруднены без соответствующей поддержки.

Наша цель - построить компанию, которая сможет консолидировать на основе равноправного партнерства крупных российских производителей пищевого оборудования, комплектующих и расходных материалов, а также и инновационные компании в сфере роботизации и IT-технологий. С этими позитивными намерениями мы и стремимся развиваться.



Дата: 15.10.2021
Новые компании
Адрес
394026, г. Воронеж, пр-д Брянский, д. 9
Телефон
+7(800)770-09-47; +7(906) 588-88-90
Адрес
195030, г. Санкт-Петербург, ул. Электропультовцев, д.7, лит. А
Телефон
+7(812) 244-47-04, +7(812) 244-47-05
Адрес
129345, г. Москва, ул. Осташковская, д. 14
Телефон
8-800-505-05-42 +7(495) 787-26-63
Адрес
394000, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, оф. 616
Телефон
+7 (473) 255-68-79, 8(800) 222-52-15
Адрес
450080, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 140/1
Телефон
+7 (937) 849-08-97
Все компании