Инновационные решения на рынке коммунальной техники: основные тренды и перспективы развития

 Инновационные решения на рынке коммунальной техники: основные тренды и перспективы развития

В результате санкций, рынок коммунальной техники претерпел значительные и быстрые изменения, что вызвано замещением импорта. Удлинение логистических цепочек, рост лизинговых ставок и изменчивость валютных курсов стали факторами, способствующими дестабилизации.

Однако, даже в такой сложной ситуации, российские предприятия, занимающиеся производством комбинированных дорожных машин (КДМ) и мусоровозов, смогли правильно оценить рыночные тенденции и успешно перестроить свои бизнес-процессы. Как им удалось справиться с дефицитом комплектующих и запчастей, особенно учитывая большую долю импортных шасси в коммунальной технике, рассказала генеральный директор ООО "Завод КДМ" Ольга Соловьева. Курс на замещение европейского импорта – основной тренд на рынке коммунальной техники. Вследствие нехватки запчастей, комплектующих и расходников, обслуживание европейских машин стало дорогим и сложным, а в некоторых случаях – невозможным. В связи с этим, отечественные эксплуатанты начали выражать желание приобретать аналогичные спецмашины от российских, китайских и белорусских производителей.

Если рассматривать производство коммунальной техники, то мы наблюдаем активное замещение европейских шасси китайскими.В первой половине 2022 года мы производили 10% комбинированных дорожных машин на основе европейских автомобилей. Процентное соотношение машин на базе МАЗ составляло 20%, в то время как на базе КАМАЗа — 70%. Однако, во второй половине года доля комбинированных дорожных машин на импортных шасси, особенно китайских, увеличилась до 15%. Новые машины не только заменили европейскую технику, но и вытеснили КАМАЗ. Комбинированные дорожные машины на китайских автомобилях стали доступнее на 25-30% по сравнению с моделями на европейских шасси до санкционного периода. Хотя цена на машины на китайских автомобилях на 15% выше, они отличаются большей грузоподъемностью, лучшей эргономикой и современными двигателями и коробками передач.Расширение использования китайских шасси в производстве спецмашин было настолько стремительным, что правительственные меры по регулированию рынка стали необходимостью. Одной из таких мер стало введение утилизационного сбора на эти машины с 1 января 2023 года.

Активное обновление парков мусоровозов также происходит в секторе коммунального хозяйства. Устаревшую технику заменяют спецмашинами на китайских, белорусских и отечественных шасси. Мы постоянно расширяем ассортимент такой техники, чтобы удовлетворить потребности предприятий, которые эксплуатируют машины в различных условиях. Например, в небольших населенных пунктах с узкими улицами или в городах без плотной застройки, откуда мусор доставляется на удаленные полигоны и другие подобные места.В 2019 году Смоленский завод КДМ начал производство мусоровозов. Нашей командой были тщательно изучены образцы иностранной техники. Уже на тот момент мы понимали, что, используя комплектующие из Европы, лучшие стали и предлагая конкурентоспособные цены, мы сможем создать достойную альтернативу импортным моделям и наша продукция будет востребована. К моменту введения санкций у нас было 9 модификаций мусоровозов. Теперь, с марта 2022 года и до настоящего времени, их количество увеличилось до 13.Производство мусоровозов с задней загрузкой на заводе сегодня включает четыре модели: СМ8, СМ16, СМ18 и СМ22. Кузова этих моделей имеют объем от 8 до 23 кубических метров и монтируются на шасси различных производителей, таких как КАМАЗ, МАЗ, JAC и Shacman. В прошлом году завод увеличил свои производственные возможности и начал выпускать машины на базе JAC, представив на рынке две новые модели с кузовами объемом 8 и 17,5 кубических метров. Недавно на форуме-выставке «Чистая страна 2023» была представлена новая модификация СМ22-02 на китайском шасси Shacman. Наше предприятие не останавливается на достигнутом и планирует в ближайшем будущем выпустить новую машину «Компас» на базе КАМАЗ, а также в первом полугодии 2023 года представить новые модели на шасси FAW, включая как мусоровозы, так и КДМ. Мы готовы выпускать до 250 мусоровозов в год с использованием наших текущих производственных мощностей.Система пультового управления, камеры заднего вида и портальный подъемник с загрузочным устройством - все это оснащение универсального среднетоннажного СМ16 с задней загрузкой, который является самой популярной моделью. Коэффициент прессования составляет 1:7, а объем бункера - 17,5 куб. м. Эта машина может быть смонтирована на шасси КАМАЗ, МАЗ и JAC и обладает усиленной конструкцией благодаря использованию стали Hardox 450.

1002467389.jpg

Говоря о долгосрочных тенденциях, нельзя не упомянуть о стратегии локализации производства, которая была принята несколько лет назад. Мы также работаем в этом направлении и уже сегодня на нашем заводе используется 60% комплектующих отечественного производства и 40% - импортных.Из-за проблем с поставками, компонентная база компании подверглась пересмотру. Аналоги части европейских комплектующих были заменены на российские, белорусские и китайские. Однако, импортная гидравлика все еще используется. Гидроцилиндры, гидравлические насосы и моторы по-прежнему поставляются из Италии и Дании, но по другим логистическим цепочкам. На данный момент от них нельзя отказаться, так как именно они обеспечивают конкурентоспособность наших продуктов. Они гарантируют реальный коэффициент прессования 1:7, высокую скорость (полный цикл прессования занимает всего 22 секунды) и другие преимущества.Версия "Стандарт" нашего мусоровоза имеет высокую степень локализации, в то время как наши склады запасены комплектующими и материалами достаточно на полгода производства. Тем не менее, мы активно ищем отечественные альтернативы. Важно отметить, что уменьшение доли иностранных компонентов - это долгосрочный процесс, который требует крупных инвестиций. Однако, активизация рынка может стимулировать его развитие, что уже наблюдается в некоторой степени. В целом, рынок коммунальной и дорожной техники в РФ обещает эффективное развитие в долгосрочной перспективе, и стратегические перспективы этого сектора выглядят позитивно и без сомнений.Одним из важных аспектов, которые указывает Аналитический центр НАФИ, является рост производства коммунальной техники в 2022 году на 17%. Особенно заметен этот прирост в секторе мусоровозов, где наблюдается увеличение на 1–3% ежегодно. Однако российским производителям необходимо проделать большую работу, чтобы удовлетворить все возрастающие потребности клиентов. Важно отметить, что спрос на новые технологии и качественные материалы, способные продлить срок службы оборудования, также растет. Так, мы постепенно отказываемся от использования металла в плужном оборудовании и все больше применяем композитные материалы, которые позволяют увеличить нагрузку и продлить срок службы навесов.Требования к техническим характеристикам техники и оборудования все больше возрастают. Например, раньше машины могли работать на скорости 30 км/ч с использованием скоростных отвалов, но теперь требуются КДМ, способные двигаться со скоростью до 60 км/ч - в два раза больше, чем несколько лет назад.

Также нужно учитывать возрастающие требования к уровню коммунального обслуживания дорог и жилых территорий. Например, в 2022 году был выпущен новый ГОСТ по содержанию федеральных и региональных дорог, который изменил алгоритмы использования противогололедных материалов в зависимости от температуры воздуха.В 2022 году были внесены изменения в меры господдержки отрасли ЖКХ, которые также требуют от производителей коммунальной техники корректировки производственных процессов. Например, сокращены сроки амортизации мусоровозов с 10 до 7 лет, что позволит быстрее обновить парк техники к 2025 году и сэкономить средства на ремонте машин. Такие действия будут способствовать развитию отрасли ЖКХ в ближайшей перспективе и обеспечивать устойчивый спрос на коммунальную технику. В связи с этим, производственные предприятия получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства машин и локализации автокомпонентов.



Дата: 18.10.2023
Компания: ООО «Завод КДМ»
Новые компании
Адрес
197022, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Карповки, дом 5, литера П
Телефон
+7 (812) 339-45-01
Адрес
394026, г. Воронеж, пр-д Брянский, д. 9
Телефон
+7(800)770-09-47; +7(906) 588-88-90
Адрес
195030, г. Санкт-Петербург, ул. Электропультовцев, д.7, лит. А
Телефон
+7(812) 244-47-04, +7(812) 244-47-05
Адрес
129345, г. Москва, ул. Осташковская, д. 14
Телефон
8-800-505-05-42 +7(495) 787-26-63
Адрес
394000, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, оф. 616
Телефон
+7 (473) 255-68-79, 8(800) 222-52-15
Все компании